-- Обработка звука в реальном времени на PC --
 

Стремительный рост производительности процессоров за прошедший год, безусловно, не мог не оказать влияния на бурное развитие программного обеспечения, предназначенного для профессиональной обработки аудио данных. Не в меньшей степени этому способствовала и разработка компанией Microsoft программного интерфейса DirectX, предназначенного для упрощения написания программ для работы с графикой и звуком, в том числе и в реальном масштабе времени. В результате, два этих фактора, объединившись, произвели своего рода небольшую революцию в области обработки звука в реальном времени на IBM-совместимых компьютерах.

Во второй половине 1997 и в начале 1998 года на пользователей обрушилась целая лавина модулей эффектов, написанных специально под интерфейс DirectX. Что же представляет из себя модуль эффектов, написанный по новой технологии и в чем его достоинства? Для работы с модулями эффектов прежде всего необходимо иметь программное обеспечение, предназначенное для обработки аудио и имеющее поддержку интерфейса DirectX. В настоящее время к таким программам относятся Cakewalk версии не ниже 6.0, Sound Forge не ниже 4.0b, Cool Edit Pro, WaveLab версии не ниже 1.6, Cubase VST а также новая программа многоканальной аудиозаписи Samplitude 24/96, которая может работать с форматом сигнала 24 бита 96 кГц. При установке любой из этих программ, кроме Cakewalk, в вашей системе не появляется никаких DirectX эффектов, зато появляется возможность их дальнейшего подключения.

Теперь, имея какой-нибудь встраиваемый по интерфейсу DirectX дополнительный модуль эффектов (plug-in), вы после окончания программы его установки сможете вызывать данный эффект в любой из перечисленных программ. Благодаря такой технологии появляется возможность пользоваться широким набором самых разнообразных аудио эффектов, не покидая полюбившейся программы редактирования звука. Характерной особенностью DirectX эффектов является то, что все они работают в реальном времени - достаточно лишь нажать на кнопку Preview, и вы сможете отстраивать все параметры выбранного эффекта прямо в процессе воспроизведения выбранного звукового фрагмента.

Одной из первых программ, в которых появилась поддержка DirectX, был знаменитый аудио и MIDI секвенсор Cakewalk Pro Audio 6.0, включавший в себя шесть модулей эффектов: 2-полосный параметрический эквалайзер, хорус, задержка/эхо, флэнжер, ревербератор и модуль для сжатия/растяжения фонограммы во времени и изменения ее высоты. Особым качеством эти эффекты не отличались, но на весну 1997 года, когда вышла программа, они производили весьма значительное впечатление, особенно на фоне того факта, что имеющиеся в то время средства обработки звука в реальном времени на компьютере можно было пересчитать буквально по пальцам. Главным недостатком эффектов Cakewalk было то, что работали они только с моно файлами, что приемлемо для Cakewalk, учитывая ее архитектуру, но существенно ограничивало их использование в других программах, минусом была и 16-разрядная обработка, в то время, как стандартом в настоящее время является 24-разрядная. Правда, в настоящее время уже выпускается Cakewalk Pro Audio 7.0, поддерживающий 32-разрядную обработку аудио и имеющий в комплекте модули, работающие со стерео файлами: Pitch Shifter ( только моно), Stereo Chorus, Stereo Delay, Stereo Flanger, Stereo Parametric EQ, Stereo Reverb, Time/Pitch Stretch.

Кроме того, зимой 1998 компания Twelve Tone Systems, несущая ответственность за программу Cakewalk, объявила о выпуске нового пакета DirectX эффектов Cakewalk Audio FX1, который будет продаваться отдельно. Cakewalk Audio FX1 использует 32-разрядную обработку с плавающей точкой и включает в себя четыре модуля динамической обработки сигнала: компрессор/гейт, экспандер/гейт, лимитер и отдельный процессор динамической обработки, объединяющий в себе функции трех предыдущих модулей.

Почти одновременно с Cakewalk поддержка DirectX появилась и в самой сильной на настоящее время программе редактирования звука Sound Forge (в версии 4.0b), в аудио редакторе WaveLab 1.6, секвенсоре Cubase VST и в программе многоканальной записи и редактирования Cool Edit Pro. Известные компании-разработчики музыкального программного обеспечения, такие, как Waves, Opcode, Arboretum поняли, что сила современных процессоров Intel и уровень программного обеспечения достигли того уровня, который позволял бы вести обработку аудио информации на компьютере, не прибегая к помощи специальных плат-ускорителей, содержащих на себе специальные процессоры, оптимизированные под обработку звука. Сложившееся положение дел открыло фирмам новый рынок сбыта и перечисленные компании, ранее на протяжении долгого времени разрабатывавшие алгоритмы эффектов под систему ProTools для Macintosh, приступили к переводу своего программного обеспечения под PC.

Одним из первых пакетов DirectX-совместимых эффектов был комплект модулей израильской фирмы Waves, называвшийся Waves Native Power Pack. Native Power Pack включает в себя компрессор С1, пороговый шумоподавитель Gate C1, модуль IDR (Increased Digital Resolution), используемый для повышения разрешения файла и устранения искажений низких по уровню сигналов, Ultramaximizer L1, параграфический эквалайзер Q10, стереоимиджер S1, используемый для расширения стереобазы файла и усиления стереоэффекта и ревербератор TrueVerb.




 
(с) Alex Matveev & Alex Pechkovsky

 

 

 

 

Hosted by uCoz